?

Log in

No account? Create an account

Вс, 31 дек, 2006, 23:59

БОРЬБА ЗА ОГОНЬ - БОРЬБА С ОГНЁМ
(новогоднее эссе)

"Все болезни от бескультурия", - сообщил с экрана рогожкинский Михалыч. "Все беды - от него же", - дополнил я в пустоту и сел сочинять нижеследующий текст.
Констатация того, что празднование нового года в наши дни не связано ни с каким конкретным событием (в древности им являлось зимнее солнцестояние) и служит лишь поводом пошуметь и нажраться до состояния готовальни, - есть трюизм, который вряд ли убедит народные массы не выносить бурное ликование за пределы квартир.
Посему, за малым к.п.д., нравоучения нынче отменяются. Вместо них позволю себе несколько вольное по отношению к сюжету и содержанию растекание мыслью по древу.
Да и как тут без вольностей? Действительность ведь у нас такая, с ней по правилам не получается. Уж и нос зажимаешь, и дыхание на всякий случай затаил - так глаза режет. Глаза-то закрывать нельзя: неровён час, вляпаешься по уши да не отмоешься никогда; так и будешь до конца жизни частью неприглядного ландшафта. А потом - интересно же! Не смотри, что на вид (и на запах тоже) горящая помойка. Такое там деется - только успевай записывать. А не умеешь писать - запоминай. Потому как опыт бесценнейший: самому на всю оставшуюся жизнь хватит, и потомкам, если таковые возникнут, передашь.
Ингредиенты происходящего вроде бы нехитрые, а в результате то диво дивное, то чудо чудное - всему миру на изумление. Иной раз и дел-то в одном звуке: Абрамóвич или Абрáмович - на мой вкус одно другого стоит. Однако разница тут фундаментальная, покруче раскольнических фокусов с именем Христа и дилеммы "казнить нельзя помиловать". Тем паче, положение запятой в роковом вердикте иногда напрямую зависит от правильной (в свете текущего политического момента) постановки ударения в этом хитром имени собственном.
А уж воздать в соответствии с вердиктом за неправильное ударение обещают довольно непосредственно. Так депутат ГДФСРФ от - угадайте, какой фракции? ну конечно! - ЛДПР Абельцев предупредил, что все участники "Марша несогласных" "будут схвачены и отфигачены". В искренности господина законотворца сомнений не возникает: по его внешнему виду можно, не слишком опасаясь ошибки, заключить, что в области "отфигачивания" он во времена не слишком отдалённые имел обширную личную практику. Сам Абельцев с орфоэпией (судя по "áресту" из того же монолога) обращается весьма вольно, но его ударения, видать, очень грамотны политически. А это главное.
И то, какая, на фиг, разница: "арéст" или "áрест"?! Важно конкретное мероприятие, этим словом обозначаемое.
В общем, диво на диве сидит и дивом погоняет - смотри в оба глаза, нигде больше такого не увидишь! Только огнеупорным костюмом, противогазом и водомётом запасись на всякий случай.
А как иначе? За что боролись - на то, как водится, и напоролись. Бездумным прометейством мы наворотили такое, что теперь впору тушить краденый у богов пламень, чтобы от человечества не остались одни головешки...
Смиренно надеюсь на снисхождение мсье Рони Старшего за позаимствованный элемент заглавия. Невелика, впрочем, провинность. Проблемы, которые я обозначил названием, проходят по касательной к теме известного произведения французского писателя. Рони писал об обезьянах, которые по Ницше, сойдя с ума, стали людьми. Я же хочу сказать о немного другом.
Дело в том, что современный либерализм (как и его предтеча - христианская проповедь), к сожалению, не совершенен. Применять его принципы к некоторым индивидам - примерно то же самое, что пытаться приласкать скорпиона: в ответ он только ужалит - не смертельно, но очень больно и обидно. А главное - поделом: не суй руки куда попало!
Так и с некоторыми, с позволения сказать, "людьми". Подставь им другую щёку, как учил Назарей, и тебя будут лупить по лицу до тех пор, пока не отлетит голова. Попробуй в общежитии с ними руководствоваться принципами демократии и плюрализма - и тебя мигом, не подавившись, сожрут вместе с костями и интеллигентскими рефлексиями.
Лично я полагаю, что единственно адекватным (хоть и вынужденным) действием в отношении подобного существа является быстро разрешающий проблему выстрел в башку. Гуманность тут ни при чём, ибо не всякое двуногое, лишённое перьев, является тем самым human'ом - человеком. Марксистский тезис "бытиё определяет сознание", как верно подметил Бродский, имеет место "лишь до тех пор, пока сознание не овладело искусством отчуждения; далее сознание живет самостоятельно и может как регулировать, так и игнорировать существование". В ряде особо запущенных случаев именно сознание определяет форму бытия, а не наоборот.
Есть обыватели с утробным сознанием в общем-то безобидной домашней скотины, находящейся на вершине пищевой цепи, а есть "как-бы-пассионарии" с сознанием той самой обезьяны из "Космической Одиссеи 2001", которая впервые применила для разрешения спора с собратьями по виду прямое насилие.
Стоит этакое грязно-потно-вонючее, только поднявшееся на кривые (но очень крепкие) ноги потрясает каким-нибудь первобытным орудием смертоубийства и в эйфории от собственной мощи утомительно ревёт: "У-у-у-ы-ы-ы-ы-ы!!!" Что означает: "Я сильнее, значит, прав!" Картину венчает вторящая ему самка, чей экзальтированный визг добавляет необходимый колорит сей жизнеутверждающей симфонии.
Не вопить они не могут: это у них такая форма самовыражения. К сожалению, крайне немузыкальная. Что ж, творчество Мусоргского доступно не всем; для кого-то однообразное звукоблудие "Арии" и даже рэпоидные бормотания - музыка1.
Эх, и начнут же они плодиться и размножаться, как велел Адонай Элохим! Собственно, начали уже давно, с неизменным успехом - дурное дело нехитрое! - продолжили, а походя, даже научились более членораздельной речи. А в результате, к настоящему историческому промежутку, вышло такое нечто, что ни в сказке сказать, ни пером написать. В плане антропологии это может быть охарактеризовано как сверхнедочеловек - неудачная попытка, форсировав биологическую и социальную эволюции, сотворить - тяп-ляп - homo futuris. А в плане социума - как киплинговские бандар-логи, злобные, болезненно озабоченные собственным величием, но созидать ничего не умеющие.
История-мученица последствия сего явления не раз испытывала на собственной многократно жжёной и битой шкуре. Так, например, деятель, известный миру как Иди Амин Дада, скромно занял однажды одним седалищем два кресла: президента и премьер-министра Уганды. Скромно - это по сравнению с его центральноафриканским коллегой Жаном Бокассой, который объявил себя императором, спустив на коронацию около трети госбюджета нищей страны. Но всех переплюнул выходец из бывшего СССР (та ещё школа!) туркменбаши Сапармурад Атаевич Ниязов. Этот, чтоб не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, судя по всему, хотел назначить себя богом. Не вышло. Но идея хорошая. А что? Золотая статуя у него была; и священное писание сварганить успел. "Рухнама" называется. Говорят, если прочитать его трижды, то место в раю забронировано. Куплю на всякий случай. Чтиво, конечно, наверняка тягомотное. Вроде "Mein Kampf". Но вдруг - правда? А то у этого баши такие эксклюзивные чудеса творились - вмиг заблагоговеешь и начнешь каяться, как на Страшном Суде: я, мол, наркоман, отморозок, психически ненормален, и только поэтому, злокозненно решил прокопать подземный ход до президентской резиденции и зарезать "отца всех туркмен". В общем, как тот заяц из анекдота: "Да слон я, слон! Только не бейте больше сапогами!"
Это - корифеи бандар-ложества. Легендарные и, к счастью, уже вполне мёртвые. Но есть и иные: нелегендарные и чересчур живые; те, с которыми зловредная жизнь сталкивает чуть ли не ежедневно.
Вот таращится на тебя бессмысленными рыбьими глазами эдакий уникум. И вроде бы на человека похож. Даже речи какие-то связные говорит. Но там, за оловянным взором под сводами черепушки дерёт глотку всё тот же дикий примат с дубиной наперевес. Только отвернись, потеряй бдительность, вообразив, что имеешь дело с подобным себе, и дубина опустится тебе на голову.
"Я сильнее, значит прав!" - весь смысл его зубодробильной философии. Отсюда и все остальные тезисы вроде: "Есть только один способ занять подобающее положение в обществе и в мире - жить в состоянии перманентной войны". Отсюда и пафосные стенания о новопреставленном дедушке Пиночете, который "спас свою страну от коммунистической заразы, следуя идеалам Гитлера, Муссолини и Франко".
Неймётся, неймётся им затеять какую-нибудь кровопролитную эскападу, примерив на себя треуголку Корсиканца или белый китель усатого Гениалиссимуса!.. Такая вот новая градация родионов романычей, отличающихся от литературного прототипа полным отсутствием сомнений в том, что "право имеют".
Да флаг вам в руки! Играйте, ребятки, в войнушку сколько влезет! Только промеж себя. Но себе они отводят красивые роли стратегов, полководцев на белых конях. А гибнут и калечатся на передовой, гниют в окопах и терпят неизбежные голод с холодом в их мечтаниях другие, вполне себе абстрактные фантомы. Несоотнесение фантомов с реальными людьми влечёт вполне искреннее удивление в стиле: "Я, наверное, жила в каком-то совсем другом Советском Союзе". Ну, ясно, в другом! Это ведь не её гнали пушечным мясом в Афган, не её мордовали на Лубянке и "лечили" на ЭШТ в "дурке" за протест против этой бойни или за сомнение в безальтернативной верности ленинизма-сталинизма-брежневизма. Впрочем, восполнить подобный пробел в эрудиции никогда не поздно, а в определённом смысле и пользительно: когда "во имя идеи" начинают медленно и методично ломать ноги, пересмотр взглядов проходит с поразительной быстротой. Не всегда, конечно, но "клинику" не берём: дегенеративными отклонениями пусть занимается медицина.
Однако дегенерации здесь речь не идёт. Всё они, когда надо, понимают! И нежелание того, кто в их воображении является игрушечным солдатиком будущих баталий, тратить одноразовую жизнь на чужие фантазии, вслед за удивлением вызывает вполне земные и крайне негативные эмоции: "...тем, кто чувствует, что ему среди настоящих НС не место, я желаю поскорее сдохнуть. ИМ НЕ МЕСТО В МОЕМ ДЕРЗКОМ НОВОМ МИРЕ!"
Во как! И не меньше. Намечтает такой с три короба ахинеи, и что потом прикажете делать? Ага. Сейчас всё брошу и побегу совершать суицид, чтобы - упаси туркменбаши боже! - не опошлить своим присутствием "дерзкий новый мир", который скоро накроет всё, словно свинцовый таз. А кукиш не изволите, господа хорошие? Для цивилизации, на мой взгляд, гораздо полезнее "множить на ноль" как раз таких, как вы, которым под воздействием пивных паров вздумалось воплощать "огнём и мечом" дурацкие мечты. Благо и прецеденты имеются. Вроде Нюрнберга, где во время оно "помножили" несколько особо отпетых "мечтателей". Жаль слишком поздно, когда те уже успели наделать всякого. И жаль не всех: указанную "арифметическую операцию следовало бы провести и кое над кем из советского руководства. Чтоб ужас оставшихся держал грёзы в разумных пределах.
В ответ они пугают меня мусульманской экспансией и тоном великих футурологов рассуждают о том "как оно в Европах". Разумеется, плохо в Европах! Мало там таких же, как они отморозков, так ещё и у некоторых - отнюдь не всех - афро-азиатов тоже вдруг проснулось "чувство национального самосознания". А тамошние правозащитники, напрочь утратившие связь с реальностью кричат о "негуманности" жёсткого ответа тем и другим, не понимая, что первыми, кого пустят "в расход" их подзащитные, дорвавшиеся при "гуманном" попустительстве до властных ресурсов, будут они сами.
Оно так: идея распространения ислама глубоко противна и мне. Но принятие в качестве альтернативы симметричных идеалов, отличающихся лишь знаком, представляется мне обменом хрена на редьку, проблема предпочтительности по отношению к которым не решена даже поднаторевшим в таких делах русским народом. Кроме того, - помилуйте! - в добровольном объединении с существами, отношение к которым граничит с почти физическим отвращением, право слово, есть что-то нездоровое, а психического нездоровья я чураюсь.
С одной стороны какой-нибудь гейдар джемаль и иже с ним; со второй - обобщённая персона "интеллектуала" от "национал-патриотизма". Не обманывайтесь декларируемой разницей. Обе стороны произошли от аналогичных обезьян. только одна, как цитировалось выше, орала: "У-у-у-ы-ы-ы-ы-ы!!!" А вторая - напротив: "Ы-ы-ы-у-у-у-у-у!!!" Различие такое же, как между упомянутыми Абрамóвичем и Абрáмовичем. То есть почти никакое.
И те и другие плетут одно и то же (духовность, героизм и самоотречение супротив бездуховности и потребительства и т.д., и т. п.), но друг друга - как водится среди конкурентов - ненавидят куда больше дружно поносимых "бездуховных потребителей".
Вот и хорошо, вот и ладно! Будем наблюдать за дракой, ожидая, когда дикие пращуры Адама выпустят из лап дубины, и возьмут орудия труда.
Боюсь, однако, не дожить: уж больно долог и тернист путь эволюции. А то и попросту: ухнет какой австралопитек от души атомной дубиной, и эволюция прекратится вообще. Хотя... может, оно и к лучшему?

________________________
1 О данной проблеме в довольно оригинальном ключе высказался на своём сайте российско-шведский музыкант Василий К.

Вс, 11 мар, 2007 08:25 (UTC)
vandrer

Измученный тяжкими угрызениями химеры по имени совесть, признаюсь, что приведённое выше эссе было написано в соавторстве и без упоминания сего обстоятельства (не корысти ради, но токмо по забывчивости) опубликовано мною не только здесь, но ина форуме "Ежедневного Журнала". Отныне сей текст размещён также на личном сайте соавтора, ссылка на который представляется мне оптимальной формой извинения.